О материалах для творчества

Чем рисовать. Покупай с умом.

Как выбрать художественные материалы для передачи объемов и форм в плоскостном искусстве.

Второй блок основной статьи. Данная статья подробно отвечает на вопрос как выбрать ЧЕМ РИСОВАТЬ на плоскости.

Далее представлены кликабельные ссылки по конкретным художественным материалам. Представленная ниже информация имеет больше прикладное значение: как выбрать правильно и какой художественный материал лучший для воплощения вашей художественной идеи.

Простой карандаш и прессованный графит

Простой карандаш. Что может быть банальнее? На самом деле карандаш или графит дает огромные возможности в выражении своих творческий идей. Чтобы получить желаемый результат, стоит знать некоторые его особенности. Итак, основа материала — прессованный графитный стержень. Толстые графитные стержни (прессованный графит) оборачиваются в пленку. В «классических» карандашах стержень тонкий и обрамлен в деревянный, пластиковый или металлический корпус. Таким образом, простые карандаши можно поделить на «noname» (с машинками, розочками и т.п.) и  профессиональные.

Как выбрать художественные материалы. Профессиональные простые карандаши koh-i-noor, Faber-Castell, Derwent, Milan, Staedtler
Профессиональные простые карандаши

Остановимся на классификации профессиональных карандашей подробнее. По степени жесткости карандаши маркируются согласно российскому стандарту:

  • М-мягкий,
  • Т-твердый
  • ТМ-твердомягкий.

По европейским стандартам карандаши соответствуют:

  • B (blackness/чернота) — аналог российского мягкий,
  • H (hardness) — аналог российского твердый
  • HB — аналог твердомягкий,
  • F (fine point/тонкость) — иногда включается в европейскую классификацию и находится между твердомягким и твердым.

Для обучения академическому рисунку стоит начать с набора карандашей: HB, B и 2B. Начальная работа в рисунке предполагает, что построение ученик делает НВ. Тоновой разбор работы ведется В или 2В в самых темных местах.

Постепенно ваша творческая манера письма и личные предпочтения помогут вам. И вы самостоятельно определите как выбрать карандаш для решения ваших задач. Сможете чувствовать каким материалом удобнее делать построение, каким штрих, а каким доводить работу до идеала.

Заметки для новичков:

  • Чем тверже карандаш, тем глубже борозды он оставляет на бумаге, но проще стирается. Мягкие карандаши оставляют меньше борозд, но хуже стираются и могут пачкать лист, оставляя грязные нестираемые пятна.
  • При «тяжелой руке» один и тот же карандаш оставляет глубокие и темные линии на листе, а при «легкой» почти не оставит следа.
  • Мягкость карандаша — несколько субъективная характеристика, она отражает мягкость карандашей определенного производителя. Иногда даже градацию мягкости всего лишь серии внутри фирмы. Например, HB (KOH-I-NOOR) не такой как HB (Faber-Castell), а HB (Faber-Castell) серой серии отличается от зеленой.

Карандаши для художественных работ держат в руке и затачивают определенным образом. Правильная постановка карандаша в руке позволяет легко варьировать амплитуду движения руки при наброске и начальных стадиях построения. Однако такая техника постановки карандаша на листе не совместима с обычной заточкой (точилкой). Грифель карандаша не может свободно рисовать на листе — мешают остатки древесины вокруг стержня. В изобразительном искусстве карандаш точат канцелярским ножом, срезая древесину под углом  и оставляя 0,5-1 см чистого грифеля.

Подробнее можно посмотреть на видео

Как выбрать простой карандаш

Для художественных работ лучше выбирать профессиональные карандаши: koh-i-noor, Faber-Castell, Derwent, Milan, Staedtler и другие. Учтите, что иногда отечественные карандаши имеют неоднородную твердость в графите, т.к. внутри стержня могут попадаться сверхтвердые детали, царапающие лист. Широкий ценовой диапазон дает возможность подобрать материал на любой вкус.

Мягкие материалы: сангина, сепия, уголь, соус, мел и другие

Мягкие материалы как правило воспринимаются начинающими художниками несерьезно. Ведь кажется, что там профессионального может быть в невзрачных мелках? Однако первое впечатление часто бывает ошибочно. При правильном подходе мягкие материалы помогут сделать эффектную работу.

Итак, мягкие материалы классифицируются как:

  • софт (мягкие),
  • медиум (средние)
  • хард (жесткие).

В отличии от ведения работы простым карандашом (от светлого к темному), мягкие материалы позволяют работать на утемнение и высветление листа. Однако совместить оба направления внутри одного художественного произведения получится, только используя тонированную бумагу.

Небольшой совет: картины на темном фоне всегда смотрятся эффектнее — возможно дело в оптическом восприятии, возможно в результате нетипичности цвета основы, но факт остается фактом. По этой причине, чтобы не ломать глаза, рисуя серым графитом по черному листу, приобретите мел в карандаше или любой светлый оттенок пастели.

Как выбрать художественные материалы. Сепия, сангина, уголь, соус
Разные формы мягких материалов

На рынке такие материалы как уголь, сангина, сепия, соус, мел обширно представлены как в мелках, так и в карандашах.

Что все-таки и как выбрать начинающему художнику? Всегда стоит отталкиваться от задач, которые вы решаете в своей работе. Мелки позволяют быстро заполнить крупные объемы. А, если использовать ребро материала, вы получите интересный рисунок и фактуры. Мелкие детали в последствие можно проработать тем же материалом в карандаше. Для первой работы стоит выбрать понравившийся по цвету или мягкости материал (сангину, сепию, уголь и т.д.)  как в форме мелков, так и в карандаше.

Ластик

Ластик, пожалуй, один из самых неприметных материалов в изобразительном искусстве. Для художественных работ выбирайте профессиональные ластики: koh-i-noor, Faber-Castell, Derwent, Milan, Staedtler и другие. В случае с ластиком особенно важно не использовать «noname». Есть большая вероятность, что с таким материалом, вы повредите карандашный рисунок, размазав все линии. Или вы можете найти «особенный экземпляр» ластиков, которые просто «сдерут» вам бумагу.

Разрезанный ластик для художественных работ
Разрезанный ластик для художественных работ

Несколько полезных лайфхаков, которые помогут упростить или разнообразить ваше творчество:

  • Пожалуй, самое главное — новенький ластик необходимо разрезать канцелярским ножом как проиллюстрировано на фото выше.
  • Треугольный формат ластика позволяет точечно корректировать линии построения рисунка, не повредив при этом рядом нарисованные детали.
  • Тонкие рефлексы на предметах также рационально выполнять с помощью ластика. Достаточно заштриховать объем, стереть ластиком рефлекс и проштриховать еще раз (рефлекс станет темным, не потеряв в разнице с тенью).

Ластик можно использовать вместо карандаша. Например, вы не хотите покупать тонированный лист, а работа планируется мягким материалом (сангина, сепия, соус). Для этих целей мелок можно покрошить ножом и смешать с водой. Полученную взвесь нанести на лист и просушить. Таким образом, вы получите средний тон будущей работы. Теневые части продолжайте утемнять выбранным материалом, а свет прорабатывайте ластиком («штрихуя»)

Гуашь

Как выбрать гуашь? Как работать с гуашью? Какой должна быть качественная гуашь?

Гуашевые краски состоят из красящего пигмента и клеящей основы. В гуаши в виде основы применяются водорастворимые вязкие прозрачные вещества, как правило это гуммиарабик.

Идеальная гуашь должна быть густой, яркой и не терять много тона при высыхании.

Рассмотрим характеристику — густота. Важно, чтобы гуашь, которой вы работаете была достаточно густой, но все-таки жидкостью, а не высохшим комком. Ведь слишком жидкая или напротив высохшая краска будет давать цветной оттенок на поверхности вашей работы. Как правило такое письмо смотрится грязно, как разводы на окнах только цветные. Оптимально, когда гуашь хорошо тянется за кистью, но не оставляет за собой полупрозрачный след. В идеале гуашь в баночке уже нужной густоты для письма, а вода применяется только для мытья кисти.

Как реанимировать вашу гуашь?

Если в баночке, вы обнаружите сухой комок краски, не спешите бежать в магазин за новой. Просто залейте в баночку высохшей гуаши немного воды и оставьте … от нескольких минут до суток. Позже тщательно перемешайте, например обратной стороной кисти.

Если ваша краска загустела (а после нескольких сеансов работы она загустеет просто от контакта с окружающей средой), можно добавить пару капель воды и перемешать.

Разнообразие фирм и производителей на современном рынке заставляет нас внимательнее отнестись к характеристике — яркость. Так как пастельные оттенки в гуаши получаются за счет белил, то брать «разбеленные» краски не имеет смысла — не заужайте свою палитру.

Как выбрать художественные материалы. Краски фирмы ARTspace
Краски фирмы ARTspace

Например, краски фирмы ARTspace почти целиком состоят из нежных приятных пастельных оттенков. Но они скорее отлично подойдут как вспомогательный набор для тех, у кого уже есть гуашь в классической цветовой палитре. Яркую работу написать ими нереально.

Основная сложность работы в гуаши — существенная потеря тона при высыхании. Любая гуашь при высыхании светлеет (даже приобретает белесый сдержанный оттенок). Главный вопрос — на сколько светлеет именно ваша гуашь? Самый объективный ответ вы сможете получить только на практике. Например, гуашь «Виват, Петербург!» экстремально светлеет при высыхании.  В отличии от большинства гуашевых красок светлеет «до неузнаваемости». Красно-оранжевый при высыхании может превратиться в желто-оранжевый, а это четверть цветового круга.

Классический принцип работы в гуаши.

Работа ведется послойно. Каждый последующий слой наносится поверх высохшего предыдущего. По этой причине необходимо брать цвет следующего слоя чуть ярче того, что служит ему основанием. В таком случае при высыхании цвета совпадут и работа не превратится в пеструю мозаику.

Как выбрать художественные кисти

Все профессии важны, все профессии нужны. Та же история и с кистями. Придя в художественный салон, можно встретить огромное количество кистей.

Какие же среди них отличия и как выбрать нужные?

Как выбрать художественные материалы. Синтетические и кисти с живым волосом
Художественные кисти

Размер

Как правило, размер вашей кисти зависит от формата вашей работы и от целей, для которых будет использоваться выбранная кисть. Например, начинающему художнику для формата А3 -А4 я бы посоветовал иметь несколько кистей:

  • Крупные кисти (7 мм в диаметре) удобны для нанесения общих цветовых отношений,
  • Мелкие кисти (1-2 мм в диаметре) для проработки фактур и деталей.

С ростом мастерства обычно растет и формат листа, а с ним и кисти.

Кстати, стоит отметить, что Roubloff №3, Da Vinci №3 и Сонет №3 — это три совершенно разные по размеру кисти. По этой причине всегда ориентируйтесь на фактические размеры, а не на условные обозначения.

Форма

Хотя в некоторых источниках кисти подразделяют на добрую дюжину, основных форм кистей всего три:

  • круглая кисть,
  • плоская кисть,
  • веерная кисть.

Все кисти могут иметь разную длину ворса, мягкость и другие особенные характеристики. Так, плоские кисти могут иметь срезанный под углом край или, например, закругленную форму ворса.

Круглая кисть универсальна. Поможет и большие отношения взять, и детали написать.

Плоская кисть служит как правило для письма больших форм. Помогает писать плоскостями, делить предмет на свет и тень или писать складки. Для линии можно использовать ребро плоской кисти, но это потребует определенного мастерства. В зависимости от нажима кисть будет давать среднюю или широкую линию.

Веерная кисть служит для сглаживания переходов между цветами. Каждый ее волосок подхватывает частицы одного цвета и заносит его на место другого. Этот эффект оптически перемешивает краски и делает переход между ними мягче.

Материал волоса

Материалов, которые используются для волоса художественных кистей, огромное количество, однако можно разделить их на 2 закономерные группы:

  • Кисти из живого волоса;
  • Синтетические кисти.

Художественные кисти из живого волоса (пони, белка , колонок и … прочий как правило пушной зверь). Как правило такие кисти достаточно мягкие и хорошо задерживают влагу. Поэтому отлично подходят для «жидкого», «водянистого» письма, например, акварелью. О некоторых исключениях расскажем чуть позже.

Синтетические кисти могут быть различной мягкости и почти не задерживают жидкость. По этой причине такие кисти отлично подходят для письма красками уже заданной густоты. Например, для гуаши, акрила и детальной прописи или гладкого письма масляной краской.

А теперь об исключениях из правил

Колонок. Кисть из колонка имеет среднюю мягкость и потому достаточно универсальна. Ей можно писать почти все.

Щетина. Кисти изготавливают из натуральной свиной щетины, такая кисть не сильно задерживает жидкость и либо жесткая, либо очень жесткая. Данные особенности отлично подходят для письма густой краской. Как правило это масляная краска.

Длинна черенка кисти

Художественные кисти имеют как короткие, так и длинные ручки.

  • При работе на горизонтальной поверхности кисть с длинным черенком может оказаться для вас весьма травмоопасна.
  • При работе на большом формате, особенно стоя за мольбертом, длинная кисть необходима. Чем крупнее формат, тем сложнее его оценить в общем. Вблизи мы не видим целого, издали мы не можем это исправить. А в художественных работах всегда важно не потерять целостность произведения и не допустить, чтобы работа «рассыпалась на детали». Взятая за кончик черенка кисть особенно удобна, когда необходимо внести изменения издалека. А вблизи останется лишь прописать лишь детали.

Очень важные заметки для начинающих художников

Не оставляйте кисти в воде:

  • под собственным весом волос кисти прогнется и потеряет форму;
  • клей, который скрепляет волос кисти под металлической обоймой, растворится от воды, а кисть полиняет.

Если кисть с живым волосом уже «изогнулась», ее можно попытаться реанимировать. Для этого необходимо намочить кисть и приложить к чему-то горячему, выравнивая волос.

Не забывайте мыть кисти:

  • Мыть кисти необходимо СРАЗУ после завершения этапа письма. Лучше растворителем для конкретной краски, а после промывать водой с мылом. Засохшие акриловые или масляные краски вымыть из кисти уже не получится. «А я вымывал» — качество кисти было безвозвратно утеряно.
  • Для нежных кистей (белка или колонок) существуют специальные моющие составы.

Ассортимент художественных кистей огромен. Опытным путем вы быстро поймете как выбрать свое соотношение «цена-качество».

Как выбрать палитру

Почему палитра так важна и как выбрать правильно? Секрет выбора кроется в основном художественном материале для работы. Пластиковая палитра подойдет для гуаши, акрила и акварели. Кстати, в качестве палитры удобнее использовать любой плоский белый предмет, не впитывающий воду, а не покупную модель с выемками. Это может быть крышка от контейнера, керамическая или пластиковая тарелка. На гладкой плоскости лучше видно цвет, ведь краска не собирается в фабричных лунках, добавляя ложную насыщенность замесу.

Для масляных красок лучше всего использовать деревянную палитру. Так как работа масляными красками зачастую ведется стоя, палитра должна удобно лежать в руке.  Таким образом, палитра для работы маслом должна быть:

  •  комфортного размера (на маленькой мало место для красок и замесов, большая неудобна и тяжела);
  • в ней должно быть отверстие для пальца и вырез для удобного хвата.

И снова про исключения

В акварели не используется белая краска, в замесах насыщенность цвета зависит от количества воды. Но на пластиковой палитре визуально невозможно отследить насыщенность, которую вы получите на работе.

На начальной стадии обучения для палитры в работах с акварелью удобнее использовать плотную бумагу. Да, бумага немного впитает вашу краску и ее расход увеличится. Но картина по насыщенности цвета будет для вас нагляднее, чем на пластиковой палитре. На пластике вода скатывается в цветную «перенасыщенную» каплю. Истинный цвет замеса будет виден лишь на вашей работе. С ростом профессионализма вы будете лучше понимать какой цвет получите на работе в результате того или иного замеса. Тогда можете пробовать и пластиковые палитры для акварели.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *